Сибирская Межрегиональная Ассоциация Страховщиков

Увеличение требований к размеру уставного капитала компаний нанесёт рынку больше вреда, чем пользы...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О нецелесообразности повышения минимальной величины уставного капитала страховой организации

Страховое сообщество Сибирского Федерального округа обеспокоено предложениями поступающих в Государственную Думу Российской Федерации поправок к Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» по увеличению величины минимального уставного капитала Страховщиков.

В Сибирском Федеральном округе действуют 66 страховых организаций, зарегистрированных на этой территории. Совокупный их уставный капитал составляет 6.391.395.601 рубль. Из них 9 страховщиков имеют уставный капитал свыше 180 млн. рублей, 11 – от 80 до 179 млн.рублей, 13 – от 40 до 79 млн.рублей, остальные 33 – менее 40 млн. рублей.

Собственниками страховых компаний, в основном, являются хозяйствующие субъекты финансовых структур, металлургической и машиностроительной промышленности, строительной, добывающей и перерабатывающей отраслей, не имеющие прибыль от основной деятельности и испытывающие сегодня финансовые трудности, а также физические лица. В такой ситуации многим собственникам компаний реально сложно изыскать свободные денежные средства для дополнительного наполнения уставного капитала. Или вновь появятся «финансовые схемы», формально увеличивающие размер уставного капитала.

Вместе с тем, практика страхования и действующее законодательство подтверждают, что увеличение уставного капитала является далеко не единственной мерой повышения финансовой устойчивости страховых компаний. Увеличению уставного капитала должны предшествовать более эффективные меры обеспечения финансовой устойчивости.

Статья 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусматривает не один, а пять способов обеспечения финансовой устойчивости страховщиков:

  • экономически обоснованные страховые тарифы;
  • страховые резервы;
  • перестрахование;
  • инвестирование;
  • собственные средства.

Собственные средства, как известно, предназначены для того, чтобы поддержать финансовую устойчивость в случае объективного превышения выплат над премиями, а также в случае добросовестного заблуждения страховщика при оценке им величины страхового риска.

Нехватка средств страховых резервов, безусловно, может наступать объективно, несмотря на правильную финансовую политику страховой компании, так как страховые тарифы и формируемые из них страховые резервы рассчитываются в предположении, что выплаты не превысят суммы нетто-премий с определенной вероятностью (гарантией безопасности), которая чаще всего составляет 0,9-0,95. Но тогда и вероятность использования страховщиком собственных средств при правильной финансовой политике очень мала (в пределах 0,05-0,10). Кроме того, в этом случае чаще всего потребуется не весь собственный капитал, а сравнительно небольшая его часть. Следовательно, для обеспечения финансовой устойчивости страховщика собственные средства, бесспорно, необходимы, но их размер вовсе не обязательно должен быть большим. На сегодня разработаны методы, позволяющие дать строгое экономико-математическое обоснование необходимого размера собственных средств страховщика, не пользуясь некими экспертными оценками или абстрактным заимствованием опыта других стран.

Повышение минимального размера уставного капитала до не обоснованных экономически величин приведет к высокой концентрации страхового рынка и ослаблению конкуренции. В результате снизится качество оказания страховых услуг и повысится риск большей зависимости страхового рынка от финансового состояния отдельного страховщика и желаний собственников.

Будем предполагать, что сторонники увеличения минимального размера уставного капитала озабочены повышением финансовой устойчивости страховщиков (хотя все знают, какие цели они преследуют: это одна из форм недобросовестной конкуренции, с использованием административного ресурса, имеющая конечной целью вытеснение с рынка части страховщиков, в данном случае – небольших). Упор на увеличение уставного капитала как на главный инструмент поддержания финансовой устойчивости основывается на предположении, что собственники страхового бизнеса в случае необходимости готовы расстаться со своими средствами ради исполнения обязательств по страховым выплатам. Однако сегодня в России нет ни одного примера, когда собственник страховой компании тратил бы деньги из уставного капитала для возмещения ущерба, скорее наоборот: есть примеры вывода денежных средств и других ликвидных активов из страховой компании при ухудшении финансового состояния, оставляющие страхователей без возможности получения причитающихся им страховых выплат.

Возможны и случаи, когда нехватка средств является результатом непродуманной финансовой политики страховой компании, ведущей к нехватке средств страховых резервов:

  1. Размер страховых тарифов не соответствует реальной вероятности наступления страхового случая и размера возможного ущерба (в том числе из-за демпинга, применения методик расчета, которые не соответствуют характеру страхового случая, использования искаженных оценок вероятности страхового случая и размера выплат).
  2. На собственном удержании находится большое количество крупных рисков, в результате чего вероятность превышения суммы выплат над нетто-премиями выше гарантии безопасности, заложенной в страховой тариф.
  3. Инвестиционная политика страховщика приводит к отвлечению собственниками активов, в которые размещены средства страховых резервов.

Погоня за большим размером уставного капитала позволит прикрыть неправильную финансовую политику топ-менеджеров страховщика, проводимую ими для достижения своих краткосрочных целей, в частности, пресловутый демпинг.

Поэтому, если поставить цель устранить не следствие (нехватку средств), а причину (неправильную политику страховщика), то, прежде чем требовать повышения минимального размера уставного капитала страховщиков, целесообразнее организовать контроль правильного применения страховой компанией всего набора мер по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности.

Представляется очевидным, что основным способом повышения финансовой устойчивости является проведение адекватной тарифной политики. Для этого, прежде всего, необходим работоспособный институт страховых актуариев с предоставлением им полномочий по выбору математических моделей и строгими мерами ответственности за результаты расчетов и достоверность актуарных заключений. Также целесообразно (возможно, силами объединений страховщиков) формирование статистики страховых случаев, установление минимальной рекомендуемой границы нетто-ставок страховых тарифов по стандартным страховым рискам.

Не менее важно определение и последовательное соблюдение страховыми компаниями перестраховочной политики. Опять-таки эта задача должна решаться страховщиками с привлечением страховых актуариев. Орган страхового регулирования может устанавливать необходимые требования к перестраховочной политике.

Достаточный размер уставного капитала является всего лишь одной из мер, причем не ключевой. Более того, минимальный размер собственного капитала, очевидно, должен дифференцироваться в зависимости от масштабов деятельности страховщика, наличия и количества филиалов и представительств на территории России и других стран. Существуют исследования, в которых обосновывается, что при правильной тарифной политике необходимый размер собственного капитала прямо пропорционален размеру страховых резервов, и, следовательно, для сравнительно небольших компаний нет необходимости в значительном собственном капитале, тогда как для крупных страховщиков размер собственного капитала должен быть даже выше, чем предусмотренная законодательством величина.

Рыжков Олег Юрьевич,
кандидат экономических наук,
консультант Сибирской Межрегиональной Ассоциации Страховщиков,
аттестованный аудитор

См. по теме также...

Половина страховщиков уйдёт с рынка...
Письмо страховщиков Дальнего Востока

СМАС и её деятельность

Концепция развития и поддержки страховой отрасли в Сибирском регионе на 2008-2015 годы
XV лет Сибирской Межрегиональной Ассоциации Страховщиков
X Межрегиональная научно-практическая
конференция страховщиков

Структура управления Ассоциацией
Члены СМАС
Правление СМАС
Комиссии СМАС

История СМАС
Вступление в СМАС

Страховым организациям и партнёрам

Информация для участников рынка
Вход для членов СМАС

Страхователям

Контакты



выборе Вашей страховой компании
страхование себя - смотрите подробности на сайте
договора страхования лицом